19.06.2018

Официальная история ФК «Арсенал». Выпуск 3

Сегодня мы представляем Вашему вниманию электронную версию нашего проекта «Официальная история ФК «Арсенал».

В 2015-м году активистами нашего сайта этот замечательный проект был реализован в печатном виде, но книга досталась далеко не всем желающим. Поэтому мы решили исправить ситуацию и опубликовать электронную версию издания.

Итак, встречайте второй выпуск проекта «Официальная история ФК «Арсенал»!

Читайте также предыдущие выпуски:

Выпуск 1, 2.

 

ЧЕПМЭН ПОДПИСЫВАЕТ БАСТИНА

Чепмэн впервые увидел Бастина, когда тот играл за «Эксетер» в Уотфорде, куда они поехали вместе с Джорджем Эллисоном посмотреть одного из членов местной команды по фамилии Барнетт. Бастину, игравшему за девонский клуб в Третьем Южном дивизионе, было всего 16 лет, но его удивительные навыки владения мячом и самообладание настолько поразили Чепмэна, что о Барнетте сразу же забыли. Надо отметить, что в период между войнами в футболе было очень мало молодежи, и даже в Третьем дивизионе молодые игроки встречались редко. Бастин был самородком, но выглядел при этом настолько несолидно, что когда он впервые приехал на «Хайбери», его не пропускали, принимая за обычного мальчишку, охотящегося за автографами. На следующий день Чепмэн чуть свет отправился в Девон. Флегматичного Бастина не сильно впечатлили пылкие речи менеджера, хоть парень и сыграл только несколько матчей за свой местный клуб «Эксетер Сити». Гораздо больше его волновал теннисный матч, в котором он должен был играть в тот день. Но Чепмэн был упорен и продолжал его убеждать. «Мне казалось, что я полжизни провел, сидя там и слушая его», — сказал Бастин четверть века спустя. В конце концов, парень сдался, подписал контракт и стал одной из самых выдающихся личностей в истории британского футбола, став единственным, кому удалось взять все вершины в игре еще до своего 21-летия.

Чепмэн в своих мыслях представлял «Арсенал» сплоченным клубом, клубом-семьей. Его же личная семейная жизнь была очень счастливой: жена была учительницей родом из той же йоркширской деревни, что и он. У них было четверо детей. О его привязанности к семье можно судить по незамедлительному ответу на вопрос о том, в какой момент он испытал наибольшее чувство гордости: «Когда мой сын Кен получил специальность стряпчего».

Как ни странно, ни один из двух его сыновей не играл в футбол, но оба достигли отличных результатов в регби. Кен, старший, даже стал Президентом Союза регби. Родство с великим человеком редко является побудительным мотивом к работе в одной с ним сфере деятельности.

 

ТАКТИКА УСПЕХА

Когда Чепмэн в 1925 году пришел в «Арсенал», его футбольный опыт, как игрока и менеджера, составлял, не считая четырехлетнего перерыва, почти 30 лет. Утверждать наверняка, что к тому времени он уже создал свою победную тактику, нельзя, но, безусловно, кое-какие принципы он для себя уже разработал.

Прежде всего, Чепмэн делал ставку на игроков с большим талантом. Став менеджером «Хаддерсфилда», он сразу же привел в клуб Клэма Стефенсона, а позже подписал контракт с Алексом Джексоном. В «Арсенале» он немедленно настоял на приобретении Чарли Бачена. Затем были подписаны Дэвид Джек и Алекс Джеймс — одни из лучших игроков своего поколения. Чепмэн считал, что талантливый игрок может вписаться в любую тактическую схему, и доказал это даже с таким сложным игроком, как Алекс Джеймс. Тот факт, что лучшие годы таких игроков, как Стефенсон или Бачен, уже прошли, не имел при этом никакого значения.

Можно утверждать, что Чепмэн не был хорошим тактиком: когда в 1925 году было изменено правило офсайда, который стал фиксироваться не по трем, а по двум защитникам, Чепмэн не сразу решил, как ограничить дополнительную свободу, которая появилась у нападающих соперника. В итоге, связующим звеном между центральным защитником и линией полузащиты было предложено стать Чарли Бачену с его прекрасным видением поля, и спустя некоторое время «Арсенал» приспособился к новой системе игры. В чем Чепмэн действительно был непревзойден, так это в умении вписать игрока в тактическую схему игры. В качестве примера, можно назвать Херби Робертса — находку Чепмэна, со временем развившуюся в незаурядного таланта, центрального защитника-стоппера.

На фото: Джо Халм и Дэвид Джек позируют перед финалом Кубка Англии 1930. Джек стал автором первого в истории «Уэмбли» гола, когда в финале 1923 года принес победу «Болтону». Через три года его гол снова принес Кубок «Болтону», а в 1930-м Дэвид Джек праздновал успех уже с «Арсеналом».

Понять «чепмэновское» видение игры хорошо помогут его собственные слова: «Команда может атаковать чересчур долго». Впервые он произнес их, еще играя в «Нортхемптоне» в ноябре 1907 года, когда в матче Кубка страны его команда атаковала почти всю игру, но «Норвич» отобрал у них победу со счетом 1:0. Вскоре Чепмэн попросил своих крайних полузащитников не уходить с такой готовностью в атаку вслед за форвардами и дал задание всей команде периодически целиком отходить назад, чтобы вытянуть соперника на свою половину поля и создать возможность для контратаки.

25 лет спустя Чепмэн повторял: «Вы можете атаковать слишком долго. Однако даже в тактических целях я не предложу «Арсеналу» вести защитную игру. Но, думаю, что некоторые из лучших голевых моментов были у команды, когда она вся оттягивалась назад, а затем вырывалась во внезапную и стремительную атаку». Таким и видели «Арсенал» в 30-е годы — «везучей» командой из мифов и легенд. Но, как и в большинстве мифов, в этом, безусловно, было что-то реальное. Скорость Бастина и Халма, мощь Ламберта и позднее Дрейка, хитрость Джеймса были важнейшими составляющими четкого плана. В сезоне 1930-31 в рамках Первого дивизиона «Арсенал» наколотил 127 голов — в среднем по три за игру. Не могли же все они быть забиты в контратаках.

 

ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ

Слова Чепмэна о том, что команда выходит на поле, уже имея очко, и, если она не пропускает гол, то это очко сохраняет, обычно трактуют неверно. Он действительно говорил так, но никогда не являлся сторонником подобного подхода. В действительности, он был очень недоволен тем, что такое большое количество команд, особенно в самом бедном на голы начале 20-х годов, выбирало преимущественно оборонительную тактику с ориентацией на создание искусственных офсайдов. Однажды он даже защищал игровую схему с 11-ю игроками, одинаково хорошо играющими впереди и сзади, единственно из желания вынудить команды начать забивать голы. Чепмэн, несомненно, был одним из первых, кто доказал простую истину: лучшая команда — та, которая забивает больше голов, а не та, которая больше времени проводит в атаке или прилагает к этому больше усилий. Удивительно, но не все болельщики 30-х годов и даже позднее понимали это.

Чепмэн никогда не отрицал прерогативу сильной защиты над остальными компонентами игры. В 1933 году он писал: «Признаться, я выхожу на поле, чтобы победить, мои игроки — тоже. Правилами установлено, что побеждает та команда, которая забивает больше голов. Для достижения этого нужно быть уверенным в основательности своей защиты. Звучит банально, но это и есть основа футбола». Тактическая расстановка игроков «Арсенала» строилась по осевому принципу. Чепмэн писал: «В нападении мы должны отказаться от старомодной роли крайних полузащитников, привязанных к боковой линии поля. Отныне не только Халм и Бастин должны двигаться во время атаки по центру, но так же должны поступать и крайние полузащитники. Это даст нам сразу семь человек в атаке. В обороне же следует применять тот же принцип, но с обратным расположением игроков, что позволит иметь в защите сразу восемь человек, противостоящих атаке соперника. Наша линия обороны располагается симметрично линии нападения, плюс ко всему, защитники смогут помогать игрокам в центре поля. Важно при этом, чтобы оба инсайда отходили назад так, чтобы получалась расстановка форвардов в форме буквы “W”. Два крайних хава будут являться в ней ключевыми игроками, как в защите, так и в нападении, при этом защита не будет иметь смысла без поддержки в лице двух инсайдов».

В наши дни эта тактика уже сравнительно хорошо известна, как «закрытие свободного пространства» или «движение за мячом». Но в 30-е годы это было настоящим открытием. Программы всегда анонсировали расстановку игроков по схеме 5-3-2 (пять нападающих и два защитника), и толпы болельщиков вплоть до 50-х продолжали верить, что именно так и играют такие команды, как «Арсенал», несмотря на то, что каждую неделю своими глазами видели на поле противоположную картину.

Источник
FC-Arsenal.com
Теги
история
книга
Автор:
admin

Комментарий

jasonvlad 19.06.2018 22:22

Ответ на комментарий пользователя фaн-Арсeнaл

Вверх
+0/-0
Вниз

Так как бы сам себя угробил,загнал себя с простудой,которая переросла в воспаление легких и сгорел :(((
Очень жаль,естественно,после него еще несколько лет клуб выигрывал трофеи на автопилоте,который он создал.